Регионы

Размер шрифта AA

Федеральное казначейство


официальный сайт Казначейства России

Расширенный поиск

Вторая часть интервью руководителя Федерального казначейства Романа Артюхина Российской газете

Роман Евгеньевич, многие годы деньги приходят под конец года, когда их уже невозможно освоить. Почему?

Роман Артюхин: Проблем с перечислением средств из федерального бюджета не существует. Есть другая проблема, так называемое освоение. Мы много и долго этим занимались, четко понимаем причины. Мы смотрим на структуру бюджета. Например, зарплата. Всплеск выплат когда? В декабре. Потому что выплачивается по факту три зарплаты. Обычная ежемесячная, потом еще годовая премия и январская зарплата, которую выплачивают опять же в декабре.

Социальные выплаты производятся в установленные сроки. Единственный вопрос - это закупки. По ним оплата происходит, когда поставлены товары или услуги, что часто происходит в конце года. Тогда все вдруг вспоминают, что надо все работы сдать. Что мешало закрыть акты в сентябре, в октябре, в ноябре?

Конечно, есть маленькая дельта, которая связана с корректировкой бюджета, но это нормальный процесс. Вопрос "бюджетного навеса" в декабре не связан с качеством и скоростью управления финансами.

Сколько в этом году Казначейство заработает для бюджета от размещения временно свободных средств?

Роман Артюхин: Временно свободные средства мы размещаем в надежные финансовые инструменты: банковские депозиты в рублях и иностранной валюте, сделки РЕПО под залог ценных бумаг, сделки валютного СВОПа. В 2019 году доходы от управления ликвидностью составят 181 миллиард 253 миллиона рублей - небывалая сумма. В 2018-м было в два раза меньше.

В начале декабря мы перешли к размещению средств по договорам банковского вклада с центральным контрагентом. Это новый финансовый инструмент. Первые операции были проведены с 3 по 5 декабря. В следующем году мы рассчитываем приступить к проведению операций по размещению средств Фонда социального страхования.

Казначейство предоставляет регионам бюджетные кредиты. Насколько они востребованы?

Роман Артюхин: Такие кредиты - часть нашего функционала, связанного с управлением ликвидностью единого казначейского счета. Они предоставляются региональным и местным бюджетам для пополнения ликвидности счетов их бюджетов. Низкая ставка - 0,1% на срок до 90 дней - позволяет получателям заметно экономить. Например, в этом году 39 регионов и 160 муниципалитетов, получившие кредиты, заплатили за них 77 миллионов рублей. Если бы привлекали кредиты в коммерческих банках по действующей ставке рефинансирования, то сумма составила бы 5 миллиардов рублей, то есть в 65 раз больше.

В прошлом году в трех регионах было введено казначейское сопровождение. Что это дало?

Роман Артюхин: Изначально, к сожалению, в общественном сознании складывалось неверное мнение, что этот инструмент представляет собой ответственность и санкции для субъектов РФ. Конечно, это не так.

Казначейское сопровождение позволило снизить кредиторскую задолженность регионов, установить порядок в расчетах. Фактически мы для них являемся инструментом качественного финансового сопровождения. Один из таких примеров - Республика Мордовия.

В другие регионы пойдете?

Роман Артюхин: Минфин России мониторит ситуацию и как регулятор видит финансовое положение регионов. Конечно, такой инструмент точечно может быть применен. Но сами регионы должны так управлять своими финансами, чтобы не создавать дополнительных рисков для своих бюджетов.

С 2021 года Казначейство должно стать бюджетной платежной системой, расчетным центром для всех организаций сектора государственного управления. Что это даст?

Роман Артюхин: Все открытые Федеральному казначейству счета, а их около 50 тысяч, перейдут в единую учетную систему. Казначейство получит свой банковский код и статус прямого участника банковских расчетов.

В результате сократятся сроки прохождения платежей. Деньги с единого казначейского счета будут мгновенно зачисляться на счета клиентов. А расчеты по обязательствам клиентов Казначейства будут осуществляться нашими расчетными центрами в формате 24/7 независимо от местонахождения клиента.

Поскольку все средства будут находиться на одном счете, мы сможем управлять всей его ликвидностью, размещать свободные остатки в различные финансовые инструменты с начислением процентов по операциям.

Естественно, проценты должны будут распределяться пропорционально остаткам средств на счетах соответствующих бюджетов.

Все нужные механизмы у нас уже есть: мы создали учетную модель Казначейства, проработали бизнес-процессы, подготовили проекты нормативных правовых актов.

Федеральное казначейство - оператор Единой информационной системы госзакупок (ЕИС). Насколько корректно она работает?

Роман Артюхин: В сутки в системе обрабатывается 250 миллионов транзакций, причем это юридически значимые транзакции. Фактически сейчас уже можно говорить о создании big data - системы больших данных в сфере госзакупок. Она дает уникальную возможность для аналитики.

Число активных пользователей системы достигает 2,7 миллиона человек. За 10 месяцев 2019 года сумма контрактов в сфере госзаказа, заключенных по закону N 44-ФЗ (о федеральной контрактной системе. - Прим. ред.) и размещенных в ЕИС, составила 5,6 триллиона рублей. Всего было заключено 2,7 миллиона контрактов. По закону N 223-ФЗ (закупки госкомпаний. - Прим. ред.) - размещено 1,1 миллиона контрактов на сумму почти 13 триллионов рублей.

Сейчас мы работаем над обеспечением прозрачности закупок в части страны происхождения товаров. Такую задачу поставили перед Федеральным казначейством администрация президента и Минфин России.

Как это может выглядеть технически?

Роман Артюхин: Информация о стране происхождения по всем закупкам товаров будет вноситься в реестр контрактов ЕИС на этапе заключения контракта. Мы будем контролировать процесс и следить за тем, чтобы сведения соответствовали контракту.

Новая норма закреплена подписанным в ноябре постановлением правительства РФ N 1400. Федеральное казначейство будет вести мониторинг информации. Нам предстоит оценить, откуда берется конечный продукт, где есть рыночные ниши, которые отечественные производители могли бы закрыть. На основе этих данных наши министерства и ведомства смогут принимать решения о необходимости поддержки тех или иных отраслей экономики, а также о создании условий для увеличения доли российских товаров в госзакупках.

Мы можем позволить себе такой протекционизм?

Роман Артюхин: Мы все заинтересованы, чтобы отечественная экономика развивалась, чтобы был рост. За счет чего он может быть? За счет спроса со стороны государства. Остается понять: если у нас есть такой спрос и наверняка есть предложение со стороны отечественных компаний, то почему они не встречаются?

На 2020 год у нас есть еще одна важная задача. Сейчас закупочный процесс, который проходит через экосистему Единой информационной системы закупок, обрывается на стадии заключения контракта. Исполнение остается вне зоны контроля, и это серьезный риск. Порой выставляемые акты выполненных работ не вовремя подписываются, не вовремя оплачиваются. Мы хотим сделать эту сферу абсолютно прозрачной, чтобы акты выполненных работ и счета-фактуры выставлялись через Единую информационную система закупок. Они должны подписываться через "личный кабинет" поставщика и заказчика в ЕИС. Это выведет взаимодействие между бизнесом и государством на качественно новый уровень открытости, и деньги в экономику станут поступать быстрее. Рассчитываем, что такие изменения будут приняты в первую очередь в 44-ФЗ.

Помимо того что акты выполненных работ будут видны, чего вы рассчитываете добиться?

Роман Артюхин: Как только все увидят, что выставленный акт приемки не оплачивается свыше разумного срока - 20-30 дней, то сразу возникнут вопросы. И тогда общественный контроль сработает лучше, чем любой государственный. Он мотивирует заказчиков действовать эффективнее.

Мы уже сделали в режиме пилота 20 контрактов с 18 заказчиками и поставщиками. На первый взгляд, это маленький шаг, но он очень важен для всей контрактной системы.

Казначейство разработало мобильное приложение Единой системы госзакупок. На кого оно рассчитано?

Роман Артюхин: На тех, кто профессионально занимается этой темой. В первую очередь поставщики, а также специалисты по закупкам, контрактные управляющие... Это сложнейшая профессия. Она требует от специалиста постоянно быть в теме, причем не только закупок своей компании или ведомства, но и их изменений. Благодаря настройке уведомлений, подписок по группам товаров, возможности отслеживать изменения в законодательстве с помощью фильтров мобильное приложение позволяет оставаться в курсе происходящего.

Сколько пользователей его скачали?

Роман Артюхин: Мы запустили приложение в апреле 2019 года. За это время его установили более 43 тысяч человек. Сейчас оно входит в топ-80 приложений в категории "Бизнес".

Пока приложение доступно только для IOS. Когда выпустите для Android?

Роман Артюхин: Планируем сделать это к 25 декабря.

Вот уже почти два года Казначейство в качестве пилота осуществляет централизованное ведение бухгалтерии других госведомств. Как будете масштабировать эту практику?

Роман Артюхин: Мы ведем бухгалтерский учет за 12 федеральных министерств. В их числе минэкономразвития, которое было в авангарде этих изменений, минфин, минкомсвязь, минстрой, Росалкогольрегулирование, их территориальные подразделения и подведомственные учреждения. В целом около 300 получателей бюджетных средств. Федеральное казначейство начисляет зарплату 23 тысячам сотрудникам.

В этом году мы создали новый территориальный орган Казначейства - Межрегиональное бухгалтерское управление, которое обслуживает центральный аппарат, министерства и ведомства. При этом, несмотря на масштабность проекта, численность сотрудников Казначейства не увеличилась. Новые функции реализуются за счет внутренней оптимизации, современных технологий, повышения производительности труда.

В 2020 году Казначейство займется бухгалтерским учетом еще 21 федерального органа власти. В общей сложности 414 территориальных органов и 120 казенных учреждений передадут нам полномочия по ведению бухгалтерии.

Эффект централизации очевиден. Это и повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности (сведения доступны в режиме реального времени), и минимизация спорных вопросов ведения учета за счет применения единой методики, и улучшение финансовой дисциплины (сокращение случаев несоответствия данных учета и отчетности, наличия "скрытой" кредиторской и дебиторской задолженности, в некоторых случаях восстановление бюджетного учета, приобретение активов, не соответствующих ведомственным функциям, соблюдение норм положенности при осуществлении закупок и командировании сотрудников). При этом ведение бухгалтерии Казначейством не означает, что мы каким-либо образом влияем на ведомства и принимаемые ими юридически значимые решения. Такое, конечно, невозможно. Министерства и ведомства по-прежнему сами принимают решения, у них ответственность за результаты. Наша задача - профессионально и грамотно отразить все операции в учете. Быстро и максимально прозрачно для Счетной палаты.

Топ "Яндекса" периодически взрывают новости о том, что те или иные профессии под влиянием цифровизации и роботизации скоро потеряют "человеческое лицо". В этом контексте часто упоминают бухгалтеров. Как вы считаете, эта профессия действительно исчезнет?

Роман Артюхин: Профессия бухгалтера, конечно, не умрет. Просто мы уйдем от счетоводства, от курьерского бумажного документооборота. Бухгалтеры станут профессиональными администраторами бизнес-систем, своего рода IT-специалистами. Вот такое будущее ждет нашу профессию.

Казначейство тестирует систему прямых выплат владельцам карт "Мир" из Фонда социального страхования. Для чего это нужно и что дает гражданам?

Роман Артюхин: Это принципиально новая технология, которую мы разработали вместе с Минфином России, Фондом социального страхования, Банком России и Национальной системой платежных карт (оператор платежной системы "Мир". - Прим. ред.). Ее ключевая особенность - скорость: средства доводятся до получателей выплат мгновенно с использованием одного лишь реквизита - номера платежной карты. То есть даже если какие-то отдельные реквизиты указаны неверно, гражданин гарантированно получит деньги по номеру карты. Сейчас технология применяется для 14 видов выплат - это различные социальные пособия, например по беременности и родам, а также денежные компенсации. Мы уже осуществили 4,4 миллиона выплат на сумму 46,6 миллиарда рублей. В 2020 году планируем распространить эту систему на другие виды выплат как за счет средств бюджета Фонда социального страхования, так и за счет средств иных бюджетов.